Рабочее местоВысокие арендные ставки вынуждают руководителей «уплотнять» сотрудников, оптимизируя использование рабочего пространства. «Плотная упаковка» типа «сельди в бочке» не добавляет эффективности и оптимизма труда и зачастую является причиной снижения трудоспособности и мотивации к работе.

Начнем с определения:

Рабочее место — это зона трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, оснащенная всем необходимым для выполнения производственных заданий.

Каждое рабочее место должно быть организовано в соответствие с современными технологическими, эргономическими, организационно-экономическими и социальными требованиям. Наиболее высоким организационно-экономическим уровнем, новизной технологического оснащения, прогрессивностью планировок и систем обслуживания, отличаются рабочие места, созданные по типовым проектам. Кроме того, типовые рабочие места наиболее выгодны и по затратам на организацию.

Организация рабочих мест, направленная в целом на повышение результативности труда каждого работника, предполагает:

  • целесообразную планировку рабочих мест, обеспечивающую применение рациональных методов и приемов труда;
  • комфортные и безопасные условия работы;
  • оснащение рабочего места средствами и предметами труда;
  • рациональное, эффективное обслуживание.

«Плохо организованное рабочее место» — не только дополнительный фактор затрат для работодателя, но и риски возникновения несчастных случаев, профессиональных заболеваний. Для инженерно-технических и административных работников это ещё чревато возникновением офисного синдрома, включающего в себя нарушения в различных органах и системах человека в связи с воздействием на него различных факторов окружающей рабочей среды. Так, например, недостаточное освещение или вредный шум приводят к росту числа ошибок, снижению результатов работы и их качества, увеличению сроков выполнения заданий. А длительное сидение за компьютером приводит к напряжению мышц и нарушению цикла кровообращения, и, как следствие, формирует хронические заболевания.

Целесообразная планировка

Многих руководителей предприятий устраивает работа «по Станиславскому» — в предлагаемых обстоятельствах, когда сотрудники работают в помещениях без окон и естественного освещения, в тесноте и шуме, в недопустимых режимах температуры и влажности и других мало пригодных условиях. Исключения составляют компании, строго контролируемые органами надзора, например, банки, медицинские учреждения. Но и подобные предприятия часто «на троечку» соблюдают условия труда.

При организации офисного рабочего пространства полезно руководствоваться нормам СанПиН (Санитарные Правила и Нормы), чтобы расстановка мебели, провода, дополнительные устройства не мешали проходу, располагались эргономично.

Выдержка из СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03:

III. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ

3.1. Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при соответствующем обосновании и наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке.

3.2. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.

Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

3.3. Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.

3.4. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) — 4,5 м2.

При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования).

3.5. Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка – 0,7–0,8; для стен – 0,5–0,6; для пола – 0,3–0,5.

3.6. Полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.7. Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

3.8. Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

В случае нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения действует административный кодекс (КоАП):

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, – (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N380-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от ста до пятисот рублей;
  • должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N116-ФЗ)

Комфортные и безопасные условия работы

Де-юре (для галочки)

Условия труда регламентируются нормами и требованиями, изложенными в Трудовом Кодексе Российской федерации (ТК) (гл. 34) и СанПиН. Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 590н и регламентам, описанным в Приложении к указанному документу, офисные работники должны иметь адекватные всем нормам ТК и уровню современных технологий условия труда. Тем более что на персональных компьютерах (в том числе мобильных компьютерных устройствах) сегодня работают и в офисах на производстве, и непосредственно в производственных помещениях.

Де-факто (для дела)

Состояние и конфигурация рабочих мест должны быть приведены в соответствие с требуемыми нормами условий труда, и тогда работник будет иметь безопасную «пространственно-временную капсулу» для выполнения своих обязанностей. На производстве закон обязывает следить за условиями труда, а в офисе нормы организации рабочих мест не редко игнорируются чаще всего из экономических соображений.

При подготовке офисного помещения к работе следует опираться на основные параметры условий труда и их значения.

Так, самый здоровый для человека свет — естественный дневной. Глубина офисных помещений не должна превышать 6 метров от окна, лучше использовать стеклянные перегородки, которые обеспечивают хорошую звукоизоляцию, не препятствуя проникновению естественного света. Кроме того, требуется регулярно мыть окна в офисе: пыль, осевшая на стеклах, за месяц снижает светопропускание до 30 %.

Освещенность рабочего места — не менее 300 лк (Люкс — 1Люмен на кв. м). Световой поток (измеряется в Люмен) всегда указан в характеристике лампы. Грубую (без учета рассеивания, отражения и естественных источников) оценку освещенности помещения можно получить, разделив общий световой поток всех ламп на площадь помещения.

Можно оценочно измерить освещенность, например, с помощью фотоаппарата: взять лист обычной белой бумаги, расположить перпендикулярно падающему свету в месте, где нужно померить освещенность. Лист должен занимать практически весь кадр. Светочувствительность фотоаппарата выставить на 100 единиц. а диафрагму на 4, и при этих показателях определить выдержку. Знаменатель выдержки необходимо умножить на 10. Это и будет освещенность места в люксах. Например, время выдержки составляет 1/30 секунды. Тогда освещенность составляет 300 лк.

Цветопередача измеряется индексом (Ra) или CRI (colour rendering index). Это относительная величина, показывающая, насколько хорошо в свете данного источника видны другие цвета: например, при синем свете будут хуже видны синие цвета. За эталон (100 Ra) принят солнечный свет, при этом лампы накаливания имеют лучший индекс цветопередачи — около 97—99 Ra. Комфортная для человека цветопередача — 80—100 Ra.

Цветовая температура (единица измерения: Кельвин, K).

Цветовая температура источника света определяется путем сравнения с так называемым «черным телом». Лампа накаливания с тепло-белым светом имеет, например, цветовую температуру 2700 К, а люминесцентная лампа с цветностью дневного света — 6000 К.

Управление светом. В стандартных люминесцентных светильниках используются дешёвые пускорегулирующие аппараты (ПРА), но желательно использовать электронные ПРА (ЭПРА). Преимущества ЭПРА заключаются в быстром зажигании ламп, отсутствии жужжащего звука от дросселя, фильтре, убирающем мерцание, а также более экономичной эксплуатации ламп.

Люминесцентные лампы Т8, используемые сегодня в большинстве офисных помещений, имеют не менее шести моделей, каждая из которых предназначена для определенных условий работы. Поэтому важно подбирать конкретную лампу по характеристикам и рекомендациям от производителя.

Маркировка люминесцентных ламп обычно содержит 3 цифры, первая характеризует индекс цветопередачи 1×10 Ra. Вторая и третья цифры указывают на цветовую температуру лампы. Например, наиболее распространенные 640 лампы — это лампы с плохой цветопередачей 6*10 = 60 Ra и цветовой температурой 40*100 = 4000K. В офисах предпочтительно использовать 840-е лампы.

Решение эргономических задач при организации рабочего места с целью обеспечить комфортные и безопасные условия работы предполагает соответствии следующим требованиям.

Так, допустимый уровень шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, должен быть — 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 дБ ночью. Нормальный уровень шума в мегаполисах сегодня существенно превышен. Например,

  • разговорная речь — 45—60 дБ, в зависимости от громкости голосов;
  • автомобильный — до 120 дБ;
  • шум интенсивного уличного движения — до 80 дБ;
  • шум работы офисного оборудования, пылесоса — до 80 дБ;
  • шум работающего мотоцикла, поезда — 90 дБ;
  • шум ремонтных работ — до 100 дБ;
  • приготовление пищи на плите — 40 дБ;
  • шум леса от 10 до 24 дБ;

Измерить уровень шума можно, воспользовавшись соответствующими приложениями (как платными, так и бесплатными) для смартфонов.

Высота рабочей поверхности (стола) должна быть подобрана под каждого работника на уровне локтя или чуть ниже его, что снижает усталость и нагрузку на плечевой пояс. Это «правило локтя» справедливо как для сидячей, так и для стоячей работы. При работе с клавиатурой высота, на которой должны находиться пальцы, должна быть чуть ниже уровня локтя.

Поэтому желательно оснащать офис рабочими столами с регулируемой высотой.

Расстановка мебели, прокладка коммуникаций не менее важна для организации рабочего пространства. В офисе важно эргономично спланировать расстановку мебели и расположение коммуникационных портов (розеток) так, чтобы провода не тянулись через активную рабочую зону и, в то же время, ко всем устройствам было удобно подступиться для обслуживания.

Часто в офисах происходит непрерывная миграция сотрудников вместе со своей «пространственной капсулой», что отнимает время и затрудняет работу. Оптимизировав пространство и стандартизировав оснащение рабочих мест, можно добиться того, чтобы любой сотрудник мог находиться за любым рабочим местом без необходимости перемещения мебели и техники, если специфике работы это не повредит. Речь, разумеется, не идет о руководителях и ключевых фигурах бизнеса, хотя таковые сегодня достаточно мобильны.

Оснащение рабочего места

Организуем. (Руководство для работодателей) или Требуем. (Руководство для работников)

Любая отрасль имеет свои особенности и спецификации необходимого оборудования для каждого рабочего места. Оснащение производственных рабочих мест стандартизовано в рамках отрасли, описание алгоритма оснащения таких мест требует отдельных инструкций в зависимости от специфики производства, а вот офисные рабочие места практически не зависят от отрасли.

Поскольку в ТК и сопутствующих документах нет регламентов для технического оснащения офисных рабочих мест, то в качестве ориентировочного варианта оснащения рабочего места сотрудника офиса (или магазина, торговой точки) можно воспользоваться таблицей. При выборе составляющих рабочего пространства необходимо учитывать выделенный для этих целей бюджет, в котором обязательно должна быть заложена и статья на обслуживание этих составляющих.

Таблица. Примерные варианты оснащения офисных рабочих мест

Комментарии запрещены.

Навигация по записям